Тенденции 2022: от дефицита к затовариванию

Сезон 2021 года выдался для отечественных климатиков жарким. В целом ряде регионов страны лето было аномально теплым, в результате чего спрос существенно превысил предложение и оборудования отчаянно не хватало. Дефицит техники оценивался в 300-400 тыс. штук, причем он усугублялся еще одним фактором. В условиях высокой инфляции всех доступных валют (не менее 9% годовых) самым очевидным способом сберечь оборотные средства для многих участников рынка стала покупка оборудования. Тем более, при наличии информации о 20-35% увеличении заводских цен в сезоне 2022 года. При этом многие импортеры переписывали прайс-листы постепенно и с запозданием.

Все это породило высокий спрос в межсезонье и рекордные объемы завоза в эти месяцы, что хорошо видно из ГРАФИКА 1. В сентябре-декабре 2021 импорт в два раза превышал характерный для этих месяцев объем, а в сентябре, октябре и декабре обновил пиковые значения. В январе и феврале 2022 ввоз обновил рекордные для этих месяцев значения, а в марте повторил результат 2011.

Всего за первую половину 2022 года было импортировано 2,7 млн. сплит-систем. Учитывая тот факт, что в июле-августе объем импорта входит в узкий коридор, из которого выбивается только аномалия 2010-2011 годов, общий объем импорта в 2022 можно прогнозировать на уровне 3,2 млн. штук. На графике 2, где виден объем RAC/PAC накопленным итогом, ситуация видна еще нагляднее. На нем в апреле-июне график 2022 года практически сливается с графиком 2012. Учитывая скромный ввоз во второй половине года (в среднем 18% от общего объема), и очевидный к началу июля переизбыток техники, можно предполагать динамику ввоза в конце сезона характерную для бездефицитных лет.

Тенденции 2022: от дефицита к затовариванию
ГРАФИК 1. Завоз RAC/PAC по месяцам. (Июль-декабрь 2022 – прогноз).

В итоге в 2022 импорт ожидается на уровне 3,2 млн. штук – второй результат за всю историю. Больше было только в 2011, когда в Россию ввезли 3,7 млн. кондиционеров. Тогда все закончилось остатком в 1,05 млн. штук и растянувшейся на четыре года проблемы избыточных остатков. Проблема была в том, что производители кондиционеров выставляли российским партнерам планы «от достигнутого», не желая принимать во внимание размер остатков и реальный спрос. В итоге по результатам 2012 переходящий остаток вырос до 1,22 млн. штук при ожидаемых  в 2013 году продажах в 1,9-2,1 млн. штук.

Максимально похожая ситуация формируется по итогам 2022. Завоз – 3,2 млн, остаток на начало сезона 0,37 млн, итого – 3,57 млн. Прогнозируемые продажи 2,2-2,3 млн. штук., следовательно, остаток по итогам сезона  – 1,27-1,37 млн. Учитывая, что в текущем сезоне 0,3 млн. это – отложенный с 2021 спрос, ожидаемый объем продаж в 2023 (если не будет очень жаркой погоды), будет ниже нынешнего на величину отложенного спроса, то есть 1,9-2 млн. штук. Для такого объема продаж оптимальным является размер переходящего остатка в 0,5-0,6 млн. штук. Таким образом, разумный объем импорта в 2023 можно посчитать как 1,95+0,55-1,33=1,17 (предполагаемые продажи + оптимальный сток на конец года минус имеющийся сток).

Тенденции 2022: от дефицита к затовариванию
ГРАФИК 2. Наличие кондиционеров накопленным итогом, где положение на начало года это размер переходящих остатков. (июль-декабрь 2022 – прогноз).

То есть, по сравнению с 2022, импорт должен сократиться более чем в 2 раза! За всю современную историю рынка такое бывало только в кризисные 2019 и 2015, когда обваливался рубль и резко падали доходы населения, что хорошо видно на графике 3.

Тенденции 2022: от дефицита к затовариванию
ГРАФИК 3. Сток на начало года и объем импорта по годам (2022 - прогноз).

Является ли нынешняя ситуация достаточно кризисной для того, чтобы возобладал разумный подход, покажет время. Главное, не повторять ошибок 2012-2014 годов, когда отечественные импортеры пошли на поводу у зарубежных партнеров. Поведение заводов-производителей в 2022 году показало, что никакие былые заслуги никому из дистрибьюторов не помогли.

Не пора ли, учитывая международную ситуацию и сложившиеся реалии, действовать так же? 

Источник: Георгий Литвинчук, руководитель «Литвинчук Маркетинг»